главная > немного истории

 

Фотоаппараты советского периода

О ФОТОГРАФИИ

(краткий исторический очерк)

Фотография в переводе с греческого языка означает светопись. Открытие фотографии связано с именами трех изобретателей: Нисефора Ньепса (1765—1833), Луи Жака Дагера (1787—1851) и Фокса Тальбота (1800—1877). Каждый из них внес большой вклад в открытие фотографии. Однако первооткрывателем фотографии счи­тается Дагер, нашедший практический способ получения светописного изображения и закрепления его на серебря­ной полированной пластинке. По этому способу, назван­ному д а г е р о т и п и е й, посеребренную медную пластин­ку тщательно полируют, затем перед самой съемкой обрабатывают парами йода, в результате чего возникает тончайший слой светочувствительного йодистого серебра. Под действием света в этом слое возникает скрытое изо­бражение объекта съемки, которое при обработке пара­ми ртути становится видимым. Закрепляется изображе­ние путем обработки пластинки раствором тиосульфата натрия. Позитивное изображение — дагеротип — полу­чается зеркально перевернутым и в одном экземпляре.

Наибольшее применение дагеротипия нашла при портретной съемке.

Официальной датой открытия фотографии считается 1839 год, когда ученый и политический деятель Франсуа Араго доложил объединенному собранию Парижской Академии наук и Академии изящных искусств о способе получения дагеротипии.

В 1851 г. Фредерик Скотт Арчер предложил способ, названный коллодионным (мокроколлодионным) процессом. По этому способу непосредственно перед съемкой объекта на стеклянную пластинку наносится слой коллодия с растворенными в нем йодистыми и бромистыми солями. После застуденения слоя пластинку опускают в раствор азотнокислого серебра. В результате этого в слое коллодия возникают светочувствительные микрокристаллы йодистого и бромистого серебра. Слой коллодия наиболее светочувствителен в мокром виде, поэтому съемку объекта ведут до высыхания слоя. После съемки мокрую пластинку обрабатывают в специальном проявляющем растворе, содержащем железо или пирогаллол, закрепляют изображение в растворе цианистого калия.

Коллодионный процесс вытеснил дагеротипию и просуществовал несколько десятилетий.

Потр ебовалось много труда и изобретательности, прежде чем появилась возможность отказаться от примитивных, кустарных способов получения светописного изображения, при которых каждый фотограф был вынужден непосредственно перед съемкой готовить светочувствительный материал.

Фотография вступила в новую эру, когда Ричард Мэдокс в 1871 г. опубликовал сообщение о возможности съемки на сухие броможелатиновые светочувствительные пластинки.

Производство фотоматериалов фабричным способом сделало фотографию доступной и широко распространенной.

Еще задолго до изобретения способов получения фотографического изображения была известна камера-обскура, которая первоначально представляла собой темную комнату, а затем переносный ящик, напоминающий фотоаппарат. Предназначалась она для получения проекционного изображения объекта для его наблюдения или зарисовки. Особенно быстрое превращение камеры-обскуры в фотографический аппарат началось с 1839 г., когда понадобилось устройство, позволяющее получать изображение на светочувствительном материале.

Немалый вклад в развитие фотографии внесли русские изобретатели. Уже в 1840 г. А. Ф. Грековым в России был создан первый фо­тографический аппарат.

Этот аппарат состоял из светонепроницаемой деревянной камеры, имевшей две коробки, вдвигавшиеся одна в другую! На передней стенке наружной коробки была укреплена двояковыпуклая линза, служившая объективом, во внутреннюю коробку помещалась светочувствительная пластинка. Наводка объектива-линзы на резкость осуществлялась изменением расстояния между коробками камеры.

А. Ф. Грекова принято считать первым русским фотографом-портретистом, делавшим прекрасные портреты, а также создавшим способ, который позволял получать снимки более прочные, чем снимки Дагера.

В 1847 г. С. Л. Левицкий сделал фотоаппарат со складным мехом, использовав для этой цели складной мех от гармони. Появление такого фотоаппарата значительно расширило возможности съемки, он стал намного портативнее всех других аппаратов.

В 1854 г. И. Ф. Александровский, один из первых в мире, изобрел стереоскопический фотоаппарат.

Один за другим в России изготовлялись новые типы фотоаппаратов, создателями их были Д. П. Езучевский, В. И. Срезневский, И. И. Карпов, В. И. Курдюмов и многие другие.

В развитии фотографии активное участие принимал Д.И. Менделеев. Он занимался как теоретическими, так и  техническими проблемами фотографии. Д. И. Менделеев совместно с известным деятелем русской фотографии В. И. Срезневским способствовал созданию фотографического отдела Русского технического общества.

Общеизвестны успехи русских мастеров в области художественной фотографии. В 50-х годах XIX века выделялись работы фотографа-портретиста А. И. Деньера. Широко известны портретные фотографии и групповые снимки С. Л. Левицкого. Среди фотографов, работавших над пейзажами и жанровыми снимками, нельзя не назвать В. А. Каррика, создавшего изумительные фотографии, которыми до сих пор иллюстрируют книги по географии России. Всеевропейскую известность приобрело имя художника-фотографа А. О. Карелина, вошедшего в историю фотографии как основоположника бытового  жанра.

Русские    фотографы-художники    С.    Л.    Левицкий, О. Карелин, М. П. Дмитриев и многие другие за свои художественные работы не раз получали призы на русских и международных фотовыставках.

Однако в дореволюционной России художественная фотография была в основном занятием для немногих, а подавляющее большинство русских изобретателей не имело возможности доводить свои изобретения до внедрения в промышленность.

Крупная фотографическая промышленность была создана лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

27 августа 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет о национализации и переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Наркомпроса. Эту дату принято считать днем рождения советской фотографии.

Началом создания отечественной промышленности по изготовлению светочувствительных фотоматериалов считается 1929 год, когда в Москве был организован Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ), взявший на себя труд по разработке технологии процессов производства фотоматериалов. Этот институт, а так­же другие уделяли много внимания разработке теории фотографических процессов, без знания которых невозможно развивать фотографическую промышленность.

Еще раньше, в декабре 1918 г., в Ленинграде был открыт Государственный оптический институт (ГОИ), ставший научной базой для развития отечественной оптической и аппаратурной промышленности. Были построены заводы оптического стекла и оптико-механические заводы.

В 1931 г. появился первый отечественный фотоаппарат «Фотокор». Затем были выпущены фотоаппараты «Арфо», «ФК», «Турист» и др. Особый успех среди фотолюбителей и фотомастеров имел фотоаппарат «ФЭД», изготовленный воспитанниками трудовой коммуны имени Ф. Э. Дзержинского в Харькове.

За годы Советской власти фотографическая промышленность в нашей стране достигла высокого уровня и по объему производства светочувствительных фотоматериа­лов занимала одно из ведущих мест в мире.

Кинокамеры советского периода

Фотоэкспонометры

Отечественные фотоувеличители

фотопринадлежности

Кинопринадлежности

 

1. статья "История фотоаппаратов"

автор:

Георгий Абрамов

источник:

www.photohistory.ru

 

Продажа антиквариата

На главную страницу